Карьерный самосвал

Карьерный самосвал

В наше время в процессе разработки полезных ископаемых используют настоящих чудовищ, карьерные самосвалы, которые, однако, механические и своим появлением никого не пугают, а всего лишь удивляют своими необъятными размерами и причудливыми конструкциями.

История этих машин насчитывает несколько десятков лет и началась еще в начале ХХ столетия. Сегодня же такие самосвалы активно применяются на открытых разработках полезных ископаемых. В связи с их весом и габаритами, их использование на обычных дорогах неосуществимо. Самые крупные модели карьерных самосвалов до места назначения доставляются частями, где уже и собираются в цельный автомобиль.

Самая целесообразная схема для крупногабаритных самосвалов – это схема с разгрузкой кузова назад и задним или полным приводами. В 70-х гг. ХХ века в эксплуатации находились самосвалы с тремя осями, но такие схемы не прижились в карьерах. Кроме этого, компанией Kress предлагаются самосвалы с наличием донной загрузки, но для такого типа требуется специальный разгрузочный комплекс.

Современные карьерные самосвалы крупных размеров обычно имеют гибридную силовую установку. В такой системе дизельный двигатель запускает генератор переменного тока, питающий вращающие колеса тяговые электродвигатели. Тормозная система представляет собой комбинированное действие электромоторов, вырабатывающих энергию в режиме торможения, и гидравлики. Над разработкой электропривода сегодня совместно трудятся сразу три признанных гиганта: General Atomics (Terex), Siemens (Liebherr, Hitachi, БелАЗ), General Electric (Komatsu).

Отдельно себя позиционирует Caterpillar 797B, в котором нет никаких лишних элементов (электродвигателя и генератора). Это достигается за счет самого крупного в мире двигателя, который устанавливают на грузовики – САТ 3524В. Эта машина оснащена гидромеханической трансмиссией с семью ступенями и гидравлическими тормозами.

В целом, сегодня карьерные самосвалы выпускают более чем двадцатью компаниями. Основная часть этого рыночного сегмента, а это около 95%, принадлежит самосвалам, грузоподъемность которых достигает 40 тонн.