Гусеничный трактор ДТ 54 выпускался с 1952 года в течение 25 лет на трех советских заводах городов Харькова, Сталинграда и Алтая. Создание такой модели дало возможность покрыть все планы в сельском хозяйстве, которые предъявлялись государством в то время. Передовые решения в конструировании имели несравнимые преимущества в его использовании. Колоссальный успех модели заметен по сегодняшний день. Во многих городах постсоветского пространства стоят памятники данному виду техники.
Использование трактора ДТ-54
Все производственные отрасли того времени могли использовать ДТ-54 в различных работах на земле. К ним можно отнести:
- землеройные работы;
- посев или уборка всех видов культур, выращиваемых в сельском хозяйстве;
- культивация и пахота земли в зависимости от сезона или времени года;
- дорожно-транспортные работы;
- работы в военной отрасли.
Создание такого трактора на дизельном двигателе дало возможность механизаторам вспахивать около двух тысяч гектаров, что на треть больше, чем с керосиновым, а также уменьшить расход топлива и горюче смазочных материалов до сорока процентов. Получив такой успех, началось массовое обучение и подготовка кадров в освоении данного трактора. Создавались графики по проверке и комплексному ремонту данной модели, наладки любой детали нового вида техники. Данная модель дает возможность работы в районах осушенных болот и торфяных полей. Для этого необходимо иметь специальные колеса для болот, а также широкие гусеницы, как и на тракторе Т-130.
Навесное оборудование
Для выполнения всего комплекса работ на земле машина оснащалась различными видами навесного оборудования. В зависимости от этого модель имеет четыре разновидности:
- трактор ДТ-54-С1 имеет навесную гидросистему, позволяющую соединять его с другими сельскохозяйственными машинами;
- модель ДТ-54-С2 имеет всю навесную систему, кроме механизма навешивания орудий труда;
- ДТ-54-С3 не имеет агрегатов гидросистемы;
- ДТ-54-С4 имеет такую систему как и С1, но без силовых цилиндров.
Все эти виды предназначены для полевых работ, имеют различные орудия, в зависимости от вида деятельности. Трактор ДТ-54А с плугом выполняет комплекс сельскохозяйственных работ, кроме него существуют еще такие орудия: культиватор, косилка, борона, рассадочная, лесопосадочная, дождевальная и другие виды машин. Навесное оборудование монтируется к трактору с помощью двухточечной наладки. С помощью генератора переменного тока включаются фары на любом вспомогательном устройстве.
Производительность техники
Модель трактора ДТ 54 отвечает всем эксплуатационным требованиям, которые обеспечивают высокую производительность в выполнении комплекса сельскохозяйственных работ. К основным показателям производительности данного трактора относится двигатель с дизельным бескомпрессорным мотором, который был разработан именно для этой модели. Чугунные поршневые кольца обеспечивали надежность и долговечность трактору. В холодное время для запуска машины использовался пред спусковой мотор. Трансмиссия оборудована 5 скоростями передач в механической коробке. Для повышения производительности создано еще 10 замедленных скоростей. Вперед трактор движется до 7 км/ч, назад до 3 км/ч.
Также конструкция обеспечивает сокращение количества остановок для настройки работы тормоза и сцепления, это продолжает их работоспособность.
Габаритные размеры: длина 3,6 м., ширина 1,8 м., позволяющие проходить по любой поверхности, дорожный просвет 260 мм позволяют проходить по междурядьях. А удельный вес на грунт 0,41 кгс/см2 уменьшает воздействие ходовой части на почву, защищая ее от уплотнения, а значит не уменьшает плодородность.
Характеристики трактора ДТ-54
Начиная с пятидесятых годов был сконструирован трактор ДТ 54 технические характеристики которого не имели аналогов. Каждая деталь была продумана до мелочей:
- тип трактора: гусеничный;
- вес 5,4 тонны;
- высота 2,3 метра;
- тип двигателя: четырехтактный ДТ 54;
- номинальная мощность при 1300 оборотах в минуту — 54, л.с.;
- емкость бака — 150 литров.
Конструкция трактора
Внешние устройства трактора состоят из передней и задней части. В передней расположен двигатель, а в задней кабина. Рабочее оборудование находится в кабине. Она утеплена, оснащена мягким двухместным сидением с откидной спинкой. Также имеется стеклоочиститель ручного типа.
Техническое описание модели
В продольном разрезе трактора, видно все устройства, позволяющие работать этой технике:
- масляный радиатор используется в летнее время, и служит охладителем масла двигателя. Он устанавливается впереди водяного радиатора, который в свою очередь представляет собой бачок. охлаждающий двигатель;
- муфта сцепления дает возможность плавного соединения двигателя с передачей запуска трактора, а также быстрого отсоединения при его остановке. При усиленной работе двигателя муфты играют роль смягчителя нагрузок на него;
- гусеничный ход трактора состоит из каретки, которая балансирует ось опорных катков. Они состоят из резиновых уплотнений, колец и пружин. При вращении катка кольцо вращается вместе с ним;
- ходовая часть, включающая в себя раму, подвеску, передний и задний мост. Рама трактора имеет диагональные растяжки. Задний мост объединяет муфту и задний тормоз. Он имеет две независимые главные передачи — ведущую и ведомую шестерни;
- вал отбора мощности предназначен для ее переключения.
Таким образом видно, что данная модель гусеничного трактора имеет многообразие конструкторских решений, которые обеспечивают широкий диапазон работ. Легендарный трактор ДТ 54 купить можно и в данный момент, хотя выпуск был приостановлен в 1979 году. Трактор ДТ 54 цена рыночная сегодня составляет до 120 тысяч рублей исправного, на запчасти такую модель можно найти до 50 тысяч рублей.