Рыхлитель

Рыхлитель

В строительстве часто приходиться не только уплотнять грунт, но и рыхлить. Для таких работ применяется особая техника – рыхлитель. Она работает в основном на каменистых, мерзлых и тяжелых почвах. Агрегатируется рыхлитель вместе с отвалом на одном тракторе. При такой комбинации эта машина называется бульдозер-рыхлитель. Различное рыхлительное оборудование можно навешивать на автогрейдеры и тягачи. Классифицируются подобные устройства в основном по степени специализации. Т. е. существуют рыхлители общего назначения и специальные. В первом случае глубина рыхления может достигать 1м. Специальные рыхлители применяются для более глубокого рыхления. Дальнейшая классификация может проводиться на основе типа движителя и тягового класса трактора.

Как уже говорилось, совмещение рыхлителя и отвала позволяет вначале разрыхлить почву, а потом передвигать ее отвалом. Подобная спецтехника работает при разработке котлованов, создании гидротехнических сооружений, при подготовке дорожного полотна и пр. По конструкции рыхлители могут быть однозубыми или многозубыми. В однозубом агрегате имеется лишь одна стойка, поэтому тяговое усилие концентрируется на единственном рабочем органе.

Поэтому его используют при разрушении более прочного материала. Кроме того, себестоимость этого устройства и его масса может быть гораздо меньше, чем у многозубого. Установка рабочего органа на разную высоту может осуществляться его навешиванием на любое из трех отверстий. Поэтому глубину рыхления можно увеличивать постепенно. В трехзубом рыхлителе имеется три стойки, расположенные на равном расстоянии друг от друга. При этом два боковых зуба снимаемые. Работают эти агрегаты на относительно легких почвах. Система подвески рабочего органа на трактор может быть параллелограммной, трехзвенной или параллелограммной с изменяемым звеном. Трехзвенная подвеска состоит из опорной рамы, к которой шарнирно крепится рама с рабочей балкой. В балку устанавливается зуб, на конце которого имеется съемный наконечник. Этот тип подвески достаточно прост, но он не в состоянии обеспечивать постоянный угол рыхления.

В параллелограммной подвеске рыхлитель устанавливается на четырехзвеннике. В процессе работы такой системы сохраняется постоянство угла заглубления. Параллелограммная подвеска с изменяемым углом имеет гидроцилиндры, которые заменили верхнюю тягу, имеющуюся в предыдущем варианте. Такая подвеска способна уменьшать нагрузки на трактор, повысить производительность работ и т. д.