Дорожный каток представляет собой машину, предназначенную для утрамбовки грунта, асфальта и т. д. Основное место, где применяют данные машины, является дорожное строительство. Главная деталь любого дорожного катка – валец цилиндрической формы, который располагается на месте колес. Вальцы обладают достаточно большой массой, и благодаря этому при движении катка происходит сдавливание утрамбовываемого материала. У любой подобной машины имеется ведущий валец, на который и подается от двигателя крутящий момент. Направляющий валец является ведомым. В конструкции дорожного катка могут присутствовать два или три вальца. В трехвальцовых катках чаще всего на одной оси расположены два узких ведущих вальца. Но существуют и одновальцовые катки, но они являются прицепными или ручными.
Для лучшей утрамбовки применяются вибрационные катки. В них один из вальцов может вибрировать по вертикали. При этом качество уплотнения улучшается, что позволяет работать в однопроходном режиме. Обычный каток должен несколько раз пройти по данному месту для получения дорожного полотна надлежащей плотности.
Рабочие органы катков (вальцы) могут быть пневмоколесными, решетчатыми, кулачковыми или гладкими. Пневмоколесные катки имеют валец в виде набора колес, которые разделяются промежутками. Каток с двумя и более пневмоколесными вальцами имеет расположение колес, при котором задние не проходят по колеям передних. Решетчатые вальцы используют при трамбовке грунта. Увеличение уплотняемости грунта происходит за счет дробления крупных комков. На рыхлых грунтах применяются кулачковые вальцы. При асфальтоукладочных работах на дорожные катки устанавливаются гладкие металлические цилиндры. Благодаря им получается гладкая площадка.
Количество катков, работающих на одном участке, зависит от производительности каждого катка, качества предварительного уплотнения рабочей смеси укладчика, непосредственно уплотняемости смеси, располагаемого времени работы. На практике опытный специалист может «на глаз» определить необходимое количество подобных машин. Но сразу скажем, что одного катка просто недостаточно, так как требуемые результаты уплотнения, замыкание пор, связь слоев, шовные соединения не получаются катками одного типа. К тому же, когда машина выйдет из строя, уложенный, но неуплотненный материал снимается. Поэтому используют минимум два дорожных катка.