Асфальтовый каток

Асфальтовый каток предназначается для того, чтобы послойно уплотнять асфальтные смеси для придания им прочности, ровности и непроницаемости водой, которые оговорены техническими нормами на дорожных и аэродромных асфальтобетонных покрытиях. Общей деталью в конструкции любого катка не зависимо от его назначения, размеров и технических качеств, является применение движения не только по прямому его предназначению, но и для того, чтобы уплотнять поверхность.

Если разобраться, то любой движущийся механизм уплотняет поверхность, когда опирается на нее, но в катке данное побочное действие, а достаточно часто и нежелательное, стало основным преимуществом и потребительским качеством. Главное требование, которое предъявляется к подобному покрытию – это ровность, именно поэтому для того, чтобы уплотнить асфальт применяют гладковальные машины, а также пневмоколесные, которые имеют гладкий протектор.

Оборудование, уплотняющее строительные и дорожные материалы, применяет два процесса: динамический (к примеру — виброкаток, о нем мы уже писали) и статистический тип уплотнения. Статистический тип производится в результате очень медленного увеличения напряжения в шарах материала, который прилегает к области контакта с движителем машины. В процессе этого элементы сближаются и соприкасаются один с другим, а это увеличивает несущее качество покрытия и делает меньше его пористость.

Эффективность статистического типа уплотнения полностью зависит от показателя напряжения и от общей площади контакта. И оно распространяется не далеко от области нагрузки, именно поэтому толщина слоя уплотнения небольшая. Дорожный каток с гладкими вальцами на первом этапе уплотнения выявляет огромную разницу между жесткостью вальцов и смеси.

Когда валец начинает погружаться в разрыхленную смесь, то сопротивление для перекатывания увеличивается, а впереди вальца получается волна, которая деформируется по мере его передвижения по смеси уже с неправильной структурой. На краях уплотняемой поверхности получается перепад напряжения в смеси, которая уже уплотнена и не уплотненной, что в последующей эксплуатации приводит к появлению трещин.

Пневмоколесный асфальтовый каток

Подобные недостатки в меньшей мере относятся к пневмоколесным каткам с эластичными шинами, огромная и плоская площадь контакта позволяет создавать большую область уплотнения и при этом не двигает верхний шар самого покрытия во время перемещения и производит плавный переход напряжений на краях участка уплотнения. Каток на пневмоколесном ходу способен обеспечить самый лучший уровень уплотнения слоя по его глубине и не образует волн, а при помощи независимой подвеске на колесах дает возможность сделать укатываемую полосу равномерной плотности.