Асфальтоукладчик

Асфальтоукладчиком называется достаточно сложный вид линейной дорожно-строительной техники. Его основное назначение – раскладывание асфальтобетонной смеси слоем нужной толщины и ширины. Эта смесь должна быть предварительно качественно уплотнена. Обеспечить качественное покрытие позволяет непрерывное совершенствование конструкции асфальтоукладчика, его конструктивное устройство, наличие специальных узлов, приспособлений и механизмов, а так же технологические особенности работы.

В основе любой конструкции асфальтоукладчика лежат два агрегата. Это тракторный модуль (гусеничный или колесный) и рабочий орган, который за счет шарнирного прикрепления к модулю может свободно перемещаться по вертикальной плоскости. Его самонивелирующаяся конструкция состоит из выглаживающей плиты вибрационного или статического типа и трамбующего бруса. Тракторный модуль позволяет асфальтоукладчику перемещаться. Он принимает в свой бункер рабочую смесь из автомобиля-самосвала. Подача смеси к рабочему органу осуществляется цепным питателем. Далее винтовой шнек распределяет ее по всей длине укладки. При этом укладчик двигается с определенной скоростью.

Трамбующий брус формирует слой рабочей смеси по заданной толщине. Смесь может предварительно или дополнительно уплотняться. Выравнивание поверхности слоя асфальта производится выглаживающей плитой. Ее работу можно представить в виде намазывания масла на хлеб столовым ножом.

Выбор ходовой части асфальтоукладчика должен основываться на предстоящих объемах работ. Обеспечить лучшую ровность покрытия способны машины на гусеничном ходу. Хотя они менее маневренные и более тяжелые, обладающие меньшей транспортной скоростью. Однако за счет массы достигается устойчивость и стабильность работы. Особенно на слабых основаниях — за счет сильнейшего тягового усилия, чем у колесных моделей. Последние применяются в городских условиях, когда от них требуется мобильность при переброске на другой объект или участок.

Современные асфальтоукладчики могут уложить слой смеси до 30 см. В России в основном укладывается асфальтобетон в 4-6 см (верхний слой) и 6-10см (нижний). При этом подразумевается, что при меньшей толщине можно достигнуть большей ровности. Поэтому вместо одного слоя в 10-14 см укладывают два по схеме 5+5 см или 7+7 см.